Поставленные в Россию бронеавтомобили Шеффилд-Симплекс не были приняты Военной комиссией, как пригодные для использования в боевой работе. Но это их нельзя использовать в работе, а для того бардака, который творился во время Гражданской войны даже эти бронемашины вполне подошли. Практически все Шеффил-Симплексы достались Красной Армии и она пытались их использовать по полной программе. Один из броневиков стал своеобразной «эстафетной палочкой», для армий контролирующих территорию современной Латвии.
В 1918 году со складов Запасной роты в состав Красной Армии, начавшей наступление в Латвии, было передано несколько броневиков, в том числе один Шеффилд-Симплекс. Когда поддерживавший части Армии Советской Латвии броневик отправили в бой против наступавшей в районе Видземе эстонской армии, пришедшей на помощь рижским властям, у машины заглох двигатель и его просто бросили. В итоге он оказался в руках латышей. В сентябре 1919 года броневик был отремонтирован и уже в октябре в составе Латвийской армии брошен на оборону Риги от наступавших частей кондотьера Бермондта-Авалова. В армии Латвии, как и остальная броневая техника, броневик получил личное имя. Для Шеффилд-Симлекса это было «Иманта» (Imanta), имя героя латвийского эпоса.
В боях под городом Смарде двигатель снова сломался, так же вышло из строя оружие. В таком виде броневик и достался Западной Добровольческой Армии Бермондта-Авалова. Но у этой армии сил починить машину не хватило, и бермондовцы пытались лошадьми оттащить броневик подальше в свой тыл. Латыши отправили в бой второй свой броневик – бывший Остин 2-й серии русской армии с личным именем «Зимгалиетис» («Zemgalietis»), который и отбил Иманту.
Даже после очередного ремонта броневик был очень капризной и ненадежной машиной. В течении 20 лет вплоть до 1940 года он несколько раз капитально ремонтировался, возможно с заменой мостов и двигателя. Вместе с другими броневыми машинами, доставшимися латвийской армии от РИА, «Иманта» входила в единственную бронетанковую часть армии – Латвийскую автотанковую бригаду (Latvijas Autotanku brigāde). В конце 30-х на вооружении бригады было 7 броневиков: Путилов-Гарфорд «Kurzemnieks», Pierce-Arrow «Viesturs», Ford-Vairogs «Zemgalе» (бывший Остин 2-й серии), Sheffield-Simplex «Imanta» на шасси Ford-Vairogs 917-T, ФИАТ-Ижорский «Staburags» (то же на шасси Ford-Vairogs 91-T), Fiat-Beardmore «Sargs» (на шасси Ford V8).
Еще до вступления Латвии в состав СССР броневик «Imanta» в 1940-м году отправили на капитальную модернизацию на завод Ford-Vairogs. Шасси Ford-Vairogs 917Т было модернизировано, рулевое управление было перенесено на правую сторону, установлена реверсивная коробка передач, добавлено второе управление, усилен бронекорпус. В таком виде после модернизации броневик был в августе 1940-го года уже в 181-ю дивизию РККА.
Сформированная в августе-сентябре 1940 года на базе Курземской и Видземской дивизий Латвийской армии 181-я дивизия входила в состав 24-го стрелкового территориального корпуса РККА. Всего в корпусе было 14467 человек. В январе 1941 года личный состав был приведен к советской воинской присяге, обмундирование оставалось прежним, латвийского образца, но уже с советскими петлицами и кокардами. В начале июня 1941 года, как раз перед самым началом войны, корпус тяжело пострадал от репрессий – были арестованы и потом расстреляны десятки офицеров, в том числе практически весь генералитет. 14 июня в Латвии провели депортацию 15424 человек в Сибирь, на тот момент почти 1% населения страны. К этому добавилось и решение 29 июня 1941 года – через неделю после начала войны – демобилизовать всех желающих бывших граждан Латвии. Несмотря на столь негативный фон части корпуса упорно сражались, остановив немцев в районе Пушкинских гор и отбросив части Вермахта за реку Великая. 16 июля остатки латышского корпуса были окружены в районе Пскова. Солдаты, приведя в негодность транспорт и артиллерию, вышли в расположение своей армии. Броневик Иманта был взорван.
В 2018 году в Рижском мотормузее 9 ноября 2018 года была открыта выставка «Легенда о железном рыцаре», на которой были представлены найденные на месте последнего боя бронемашины элементы брони и узлов от броневика. От броневика Sheffield-Simplex Imanta сохранились элементы башен, несколько броневых листов и задняя ось и реверс-коробка. Добавив раму с рессорами и дисками от Ford-Vairogs, в музее создали интересную экспозицию с элементами интерактива. Планировалось, что выставка закончится в ноябре 2019 года.
Sheffield-Simlex Armored car/Бронеавтомобили на шасси Шеффилд-Симплекс/Imanta
Страна: Великобритания/Латвия
Производитель: Sheffield Simplex Motor Works Ltd./Модернизация Ford-Vairogs
Год выпуска: 1915, 1940 модернизация
Кол-во: 1 экз.
Боевая масса: 4000 кг
Экипаж: 3-4 человека
Бронирование: 8 мм
Шасси: Ford-Vairogs 917Т (после последней модернизации)
Экипаж 4/5
Вооружение: 2×7,62-мм пулемет Максим обр 1910 г.
Двигатель: 3621 см³ Ford V8 85 л.с.
Где посмотреть: Рига, Латвия, Rigas Motormuzejs
Русские бронеавтомобили Первой Мировой войны. Часть 26. Шеффилд-Симплекс-Ford-Vairogs «Imanta». 1940. Последний Шеффилд-Симлекс РККА
Комментариев нет:
Отправить комментарий